Черный прибой

Елена ЛУБИНЕЦ

Продолжаются работы по подготовке подъема носовой части танкера "Волгонефть-139". Между тем на днях в краевом центре вновь обсуждался вопрос о добыче нефти в Азовском море. По мнению экологов, прежде чем приступать к работам, необходимо кардинальным образом усилить ответственность за подобные ЧП.

Уже приступили к работе сотрудники спецотряда для непрерывного мониторинга за ситуацией на побережье Керченского пролива, созданного МЧС РФ и администрацией края. Комплексная же оценка экологического ущерба, который нанесен серией кораблекрушений, еще до конца не проведена.

По последним данным, в результате серии кораблекрушений в Керченском проливе в море попало около двух тысяч тонн нефтепродуктов. С побережья вывезено около 40 тысяч тонн нефтесодержащего мусора, очищено 53 километра побережья, собрано и утилизировано 5475 погибших птиц. Основные затраты по ликвидации аварии в первые дни край взял на себя.

Известно, что затонувшие суда перевозили еще и серу. По словам специалистов, через четыре месяца сера может окислиться и образовать сероводород, что создает риск гибели для всех обитателей моря.

Как рассказал первый заместитель руководителя краевого департамента биоресурсов, экологии и рыбохозяйственной деятельности Владимир Шереметьев, первый этап очистки побережья завершен, проектируются участки под строительство хранилищ, где будет утилизироваться собранный грунт.

Однако официальную информацию оспаривают представители общественной организации "Экологическая вахта по Северному Кавказу", проводившие независимую экспертизу загрязненных участков.

- Когда схлынула первая волна широкого общественного внимания к катастрофе в проливе, очистку берега практически оставили местным властям, которые не имеют для этого ни средств, ни возможностей, - говорит координатор этой организации Андрей Рудомаха. - Почти месяц не чистится участок между поселком Ильич и мысом Пеклы, что приводит к вторичному загрязнению моря нефтепродуктами.

По словам же Владимира Шереметьева, в этих районах есть каменистые берега, где техника не проходит. Сейчас подтягиваются понтоны, на которых она будет доставляться в труднодоступные участки, так что работы на самом деле не свернуты.

Также стало известно, что экологические службы Краснодарского края будут настаивать на размещении вблизи портов стационарных природоохранных пунктов, оборудованных средствами очистки животных от мазута, поскольку кораблекрушения возможны и в будущем. При разливе нефтепродуктов пострадало огромное количество диких птиц. Однако точную цифру никто до сих пор точно назвать не может: оказывается, в мониторинге не участвовал ни один орнитолог.

Как сообщил Владимир Шереметьев, для восстановления численности пернатых на Азовском побережье планируется строительство специальных ферм для разведения диких птиц. А после Нового года будет принята комплексная программа, включающая в себя мероприятия как по ликвидации последствий аварии, так и по общему восстановлению экосистем кос в Азовском море. Однако на вопрос о том, кто будет оплачивать эти дорогостоящие мероприятия, корреспондент "РГ" конкретного ответа на вопрос не получил. Предполагается, что значительную часть убытков должны возместить владельцы судов, попавших в катастрофу. По мнению же специалистов по морскому праву, доказать вину и заставить владельцев судов заплатить за причиненный ущерб будет непросто. К примеру, в суде всегда можно сослаться на форс-мажор. Кроме того, по инструкции, страховка может не выплачиваться, если будут установлены огрехи в действиях судоводителя.

На недавних общественных слушаниях по вновь поднятому нефтяниками вопросу о добыче топлива в Азовском море, "зеленые" заявили о недопустимости этого после происшедшего в Керченском проливе. По мнению же ученых-экологов Кубанского госуниверситета, остановить технический прогресс невозможно, но необходимо кардинальным образом пересмотреть действующее законодательство. К примеру, усилить ответственность нефтедобытчиков и перевозчиков экологически опасного топлива, принять закон об экологическом страховании, предусматривающий обязательное страхование экологических ущербов и рисков при добыче и транспортировке нефти.

- Вообще Керченский пролив - очень специфичный, - считает Шереметьев. - Здесь надо бы ввести особый регламент для перевалки экологически опасных грузов.

Проблема и в том, что у этого участка водной территории фактически нет статуса пролива. Мало того, здесь действуют два центра, координирующие направления движения кораблей. Один из них находится на украинской стороне. Поэтому проблемы должны решать, по мнению экологов, российские и украинские специалисты совместно.

Между тем

Опасения, что из-за разлива нефти в Керченском проливе в Азовском море исчезнет осетр, не подтверждаются. "Мы уже сейчас готовы поставлять генетический материал, выращенный в искусственных условиях, - говорит директор Южного филиала "Федерального селекционно-генетического центра рыбоводства" Михаил Чебанов. - В центре сохранилась уникальная генетическая коллекция. Все рыбзаводы Юга России готовы принять участие в зарыблении пострадавшей от ЧП акватории. Филиал действует в рамках краевой, так называемой "осетровой", программы по восполнению исчезающих видов осетровых: мы поставляем на рыбзаводы полученную в искусственных условия икру, там она превращается в молодь, которую затем можно выпускать в море".

http://www.ewnc.org/node/2766

http://www.rg.ru/2007/12/11/reg-kuban/kopablekruhenie.html



ВСЕ СТАТЬИ